Новости

Новая Article Page

Африканский Союз хочет запросить консультативное заключение Международного Суда ООН по иммунитетам глав государств и правительств

Африканские государства — члены Организации Объединенных Наций направили официальный запрос в ООН с просьбой включить в повестку дня семьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи пункт, озаглавленный «Просьба о вынесении Международным Судом консультативного заключения относительно последствий юридических обязательств государств, вытекающих из различных источников международного права, касающихся иммунитетов глав государств и правительств и других старших должностных лиц».

В запросе, в частности, говорится:

Юридические обязательства государств — членов Организации Объединенных Наций вытекают, в частности, из Устава, многосторонних договоров, двусторонних соглашений и норм обычного международного права. К послед-ним как раз относятся иммунитеты главы государства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства. В последние годы вопрос об иммунитетах стал одним из наиболее острых в области международного права вопросов, которому посвящаются многочисленные научные статьи, содержащие различные юридические заключения, и урегулированию которого отнюдь не способствуют противоречивые решения, вынесенные палатами предварительного производства Международного уголовного суда.

Этот вопрос вызывает огромное беспокойство у государств — членов ООН и активно поднимался в ходе соответствующих прений в Генеральной Ассамблее. В случае передачи дел Советом Безопасности на рассмотрение Международного уголовного суда перед членами Генеральной Ассамблеи встает проблема «взаимоисключающих обязательств», вытекающих из Устава, Римского статута, норм обычного международного права или даже внутреннего законодательства, касающихся иммунитетов главы государства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства.


При рассмотрении таких ситуаций, в частности дела о том, действительно ли Малави и Чад не выполнили обращенные к ним просьбы об аресте президента аль-Башира, Палата предварительного производства I Международного уголовного суда установила, что «принцип международного права заключается в том, что иммунитет как бывших, так и действующих глав государств не может использоваться для их освобождения от уголовной ответственности перед тем или иным международным судом. Этот принцип в равной мере распространяется как на бывших, так и на действующих глав государств, не являющихся участниками Статута, во всех случаях осуществления Судом своей юрисдикции».

При последующем рассмотрении дела Палата предварительного производства II использовала другой подход к толкованию данного принципа, признав возможность возникновения таких случаев, в которых вопрос о личном иммунитете глав государств, не являющихся участниками Статута, может обоснованно рассматриваться в Суде, а также то, что «решение, предусмотренное в Статуте для урегулирования таких конфликтов, содержится в статье 98 1) Статута».

Кроме того, в своем более позднем решении по делу о Южной Африке Палата предварительного производства II истолковала этот принцип иным образом. Согласно решению Палаты, «поскольку использование иммунитета от аре-ста препятствует осуществлению Судом своей юрисдикции, общая исключи-тельная оговорка в статье 27 2) Статута, с учетом ее общепринятого толкования, также распространяется и на этот вид иммунитета»4. Кроме того, если бы государства-участники использовали иммунитеты в целях отказа от сотрудничества, Суду было бы чрезвычайно сложно выполнять свои функции, что противоречило бы цели и объекту статьи 27 2)5. Судья Международного уголовного суда Марк Перрен де Бришамбо в своем особом мнении указал на то, что нынешнее состояние международного права не позволяет ввиду отсутствия ясности сделать «однозначные выводы» в отношении того, a) будет ли государство, не являющееся участником Статута, в результате передачи дела Советом Безопасности на рассмотрение Суда приравниваться к государству –– участнику Статута, что приведет к неприменимости статьи 98 1) Статута; b) был ли аль-Башир лишен иммунитета посредством резолюции 1593 (2005) Совета Безопасности; и c) могут ли международные суды повлиять на то, каким образом норма обычного международного права, касающаяся личного иммунитета, применяется в от-дельных государствах. Судья далее отметил, что было бы целесообразно запросить у Международного Суда консультативное заключение по некоторым спорным вопросам международного права.


Вынесение Международным Судом запрашиваемых у него консультативных заключений по различным юридическим и фактическим вопросам является одним из требований Устава. В статье 119 2) Римского статута Международного уголовного суда применяется аналогичный подход, и тем самым признается возникновение такой ситуации и подтверждается ее объективность.


В своем стремлении добиться надлежащего применения и толкования норм международного права государства Африки поддерживают усилия международного сообщества по укреплению системы международного уголовного правосудия. В этой связи Ассамблея Африканского союза постановила запросить у Международного Суда консультативное заключение по вопросу об иммунитетах главы государства и правительства и других старших должностных лиц.


Таким образом, африканские государства — члены ООН просят в соответствии с правилом 13 правил процедуры ГА включить в предварительную повестку дня 73 сессии Генеральной Ассамблеи под заголовком F «Содействие правосудию и развитию международного права» пункт, озаглавленный «Просьба о вынесении Международным Судом консультативного заключения относительно по-следствий юридических обязательств государств, вытекающих из различных источников международного права, касающихся иммунитетов глав государств и правительств и других старших должностных лиц».